Политология

Страница 4

61) Тоталитарная социологическая структура - в тоталитарных государствах  формируется соответствующая социальная структура. Для обеспечения массовой поддержки провозглашается превосходство определенного класса, наций или расы, разделение всех людей на "своих" и "чужих"при этом обязательно находится внутренний или внешний враг -империализм, нации-соперники.

 

62) Тоталитарная экономика - отличительными чертами тоталитаризма в экономической сфере являются этапизация всей хозяйственной жизни, сильное ограничение или полная ликвидация частной собственности, введение абсолютной монополии государства на распоряжение всеми важнейшими жизненными ресурсами, в том числе и человека, устранение рынка и конкуренции, введение жестокого централизованного планирования и командно-административных методов управления.

 

63) Разновидность тоталитаризма - в зависимости от господствующей идеологии их подразделяют на коммунизм, фашизм, национал-социализм.

 

64) Основные черты авторитаризма - это неограниченность власти, ее не подконтрольность гражданам, опора на силу, монополизация власти и политики, недопущение политической позиции, независимой легальной политической деятельности, отказ от тоталитарного контроля над обществом, рекрутирование политической элиты путем кооптации.

 

65) Принципы демократии участия - ими являются всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная самореализация личности.

 

66) Политическое участие - это действие, предпринимаемое гражданами и имеющее целью повлиять на государственную политикили на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти.

 

67) Основные типы избирательных систем - они подразделяются на пропорциональные, мажоритарные и смешанные.

 

68) Элементы политического процесса – 1-й этап представления политических интересов, групп, институтов, принимающим политико-управленческие решения. 2-й этап формулирования политической воли и принятие политико-управленческих решений. 3-й этап реализации политической воли, выраженной  в управленческих решениях.

 

69) Методы принятия политико-управленческих решений - среди них выделяют два основных метода: 1.Рационально-универсальный. 2.Метод последовательных ограничений ("метод ветвей").

 

70) Типы политических процессов - 1.Внешнеполитические. 2.Внутриполитические. Внешнеполитические процессы выступают как форма функционирования политической системы в международных отношениях, в мировой политике. Для понимания внутриполитических процессов следует отметить ведущую роль и значение институализированных форм политического участия и принятия решений.

 

71) Исторические особенности политического развития в России - оно отличалось тремя существенными особенностями 1.Решающая роль государства в реформировании всей общественной системы, ускоренное развитие модернизации осуществлялось исключительно путем административного регулирования, нацеленного на быстрое достижение стратегических результатов прежде всего в военной области. 2.Раскол российской культуры на две основные субкультуры: культуру европеизированных верхов, в значительной мере искусственную и противостоящую национальным традициям, и патриархальную культуркрестьянских низов. 3.Последовательная смена форм и контрреформ. Причем глубина и серьезность попыток провести реформы увеличивала  вероятность возникновения контрреформ.

 

72) Политическое учение Платона - оно представляет собой попытксоздать модель идеального государства - справедливое правление избранных мудрецов. Согласно Платону  идеальное государство необходимо прежде всего для того, что бы спасти бессмертную душчеловека. Он описывает несовершенные формы государства: тимократию, олигархию и демократию, называя её главной бедой политики. Для Платона демократия - это власть масс, посредственности, которая неминуемо приведёт к тирании большинства. В его политическом учении нетрудно увидеть политические истоки тоталитаризма. Но исключая эти недостатки можно увидеть разумные основы гражданственности, высокого морального духа.

 

73) Политическое учение Аристотеля - он анализирует и совершенствует понятия, которыми должна оперировать политическая мысль. Так же он утверждал, что государство - естественное образование. Граждан он  называл свободными людьми, но свободпонимал только как противоположность рабству. Формы государственного устройства Аристотель делит по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правления. В результате получается три "правильных" формы правления (монархия, аристократия, полития), при которых правители имеют в виду общую пользу, и три "неправильных" (тирания, олигархия, демократия), где имеется в видтолько личное благо правителей.

 

74) Политические учения, взгляды М.Т.Цицерона - государство, в трактовке Цицерона, представляет не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но также и как согласованное правовое общение. Он утверждал, что естественное право (истинный закон) возникло "раньше, чем какой бы то ни было писанный закон, вернее раньше, чем какое-либо государство вообще было основано".Таким образом, Цицерон стоял истоков понимания идеи "правового государства".Различая три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию).

 

75) Политическое учение Августина - история человечества Августина подчинена божественномпровиденью. Все социальные, правовые и государственные учреждения, созданные человеком, весь, как он называл, "град земной" - результат греховности человека, его извращенной свободной воли. Он повторяет деление на "правильные" и "неправильные" формы. К "неправильным" он относил тиранию, демократию, аристократию. Что касается "правильных" форм, то он не отдавал предпочтения ни одной из них. По его мнению, любая форма может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают бога и человека.

 

76) Политическое учение Фомы Аквинского - его учение основывалось на идеи божественного создания мира. На вершине системы права - так называемый "вечный закон". Но человек наделён способностью постигать отдельные принципы вечного закона. На этой основе он вырабатывает определённые рационалистические принципы, составляющие естественный закон. В христианском политическом учении государство рассматривается как некая часть универсального поряка, правителем которого является бог. Цель государства - сохранение порядка и гражданского мира.

 

77) Политическое учение Н.Макиавелли - он не проповедовал политическую безнравственность и насилие. Для него утверждение "цель оправдывает средства" не абсолютно, он принимал во внимание законность любой цели. Единовластие по его мнению, необходимо при создании и реформировании государства, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

 

78) Политические учения Гоббса - он создал свою политическую теорию от части для того, чтобы оправдать реставрацию монархии. Он полагал, что монархия самая лучшая форма власти, но в тоже время он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти. Согласно Гоббслюди будучи разумными, осознали безнадежность своего существования и нашли выход из хаоса - общественный договор. Очевидно что Гоббс, по современным меркам, больше консерватор, чем либерал, ибо даже либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал таким образом, что выводы оказались консервативными: свобода, к томже ограниченная возможна лишь в том  случае ,если люди передают распоряжение ею монарху.

 

79) Политическое учение Локка - его учение было самым реалистичным и влиятельным из всех других учений этого периода. Его правомерно называют родоначальником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия как "личность","общество","государство",поставив личность выше общества и государства. Он считал, что человек от рождения обладает естественными, неотчуждаемыми правами, такими правами он считал права на "жизнь, свободи собственность". Для Локка частная собственность - неабсолютная ценность, а средство достижения свободного общества. Согласно Локку, государство действует только в целях защиты прав личности, оно не должно быть могущественнее личности, ибо личности создают общества, а общество создает государство.

 

80) Политическое учение Монтескье - он разрабатывал проблемы совокупности факторов, определяющих "дух законов" или "образ правления" в своей работе "О духе законов".Одной из его заслуг была теория разделения властей, которая происходила от старой идеи "смешанного правления".Верховенство права по его мнению может быть обеспечена лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

 

81) Политическая теория Мэдисона - он придерживался мнения о том, что народ единственный источник политической власти и выборы - характерная черта республиканского правления. У него вызывала тревогфракция большинства, ибо она, как он отмечал, находясь власти будет безусловно, подавлять интересы меньшинства. Поэтомглавное - "лишить большинство, имеющее особую страсть и интерес, способности действовать согласованно и приводить в исполнение тиранические замыслы" и гарантировать свободменьшинству. Он изобрел такую системсдержек и противовесов, согласно которой каждая из трех властей, является относительно равной.

 

82) Политическое учение Руссо - Руссо рассматривает ассоциацию ,возникающую посредством заключения общественное договора, как "моральное и совокупное тело", "общественного человека", который приобретает "свое единство, общую идентичность, жизнь и волю" в результате отчуждения этих прав членами - создателями. Также он рассматривает проблемобщей воли, заключающиеся в том, что создание "морального и совокупного тела "государства  является одновременно трансформацией  "естественных" индивидуумов в "моральных" граждан. Обладающих не только законными правами и обязанностями, но и соответствующими моральными понятиями и чувствами.

 

83) Политическое учение Бентама - Английский-философ, социолог, политолог, правовед, моралист. Он является родоначальником унитаризма. Бентам был сторонником либерализма, решительным противником теории естественного права. Исходя из своей концепции "разумного человека", он считал, что все общественные отношения должны быть подчинены "принципполезности". Отсюда и название всего направления (от лат. Utilitas -польза, выгода). В главном труде Бентама "Деонтология, или Наука о морали" интересы личности отождествлялись интересами общества, которое рассматривалось как простая совокупность индивидуальных интересов.

...